Есть несколько версий о происхождении названия страны.
По одной из них топоним "Непал" возник от санкритского слова "нипалайа
(nipalaya)", что в переводе означает "у подножия гор" или "жилище у
подножия". Страна, лежащая у подножия Гималаев, как нельзя лучше
соответствует этому названию. По другой версии название страны
происходит от тибетского "ниямпал (niyampal)", означающего "святая
земля". По третьей версии название составлено из двух слов "не" и "пал",
означающих соответственно шерсть и жилище, крытое тентом.
О
происхождении самой долины Катманду, являющейся не только центром, но и
сердцем страны, также сложены легенды. Они сходятся в том, что в
незапамятные времена на месте долины было озеро. Буддистская версия
гласит, что боддхисатва Манджушри прорубил волшебным мечом брешь в
горном хребте, запиравшем сток из озера, и тем самым осушил его.
Индуисты же утверждают, что это был бог Кришна, который с помощью грома и
молнии прорубил узкое ущелье Чобар, через которое и вытекли воды озера.
Как бы то ни было, учёные подтверждают, что долина Катманду
действительно была в древности дном озера, прорвавшегося много лет назад
на юг именно через ущелье Чобар.
Неолитические орудия, найденные
на территории долины Катманду, свидетельствуют о том, что люди жили у
подножия Гималаев, по крайней мере, 9000 лет. Около VIII века до нашей
эры в долину Катманду приходят кираты. Имя первого правителя
киратов Яламбара упоминается в великом индийском эпосе "Махабхарата",
всего в этой династии было 27 королей. Легенда гласит о том, что во
времена правления 7 короля династии народа киратов Будда и его
ученик Ананда посетили Непал и останавливались в Патане. Сейчас
большинство людей соглашаются с тем, что Будда (Сиддхартха Гаутама),
великий учитель и основатель буддизма, родился в местечке Лумбини на
границе Индии и Непала. Существует несколько версий относительно его
времени жизни. Согласно буддийской традиции, Будда жил с 623 по 544 г.
до нашей эры, хотя некоторые направления буддизма называют более поздние
даты (с 488 по 368 г. до нашей эры). По мнению ученых, он жил примерно с
563 до 483 г. до нашей эры. С этого времени в Непале начинает
распространяться буддизм. В 250 г. до нашей эры индийский царь Ашока
посетил Непал и воздвиг стелу на месте рождения Будды в Лумбини.
Считается, что Ашока воздвиг четыре ступы вокруг Патана. Возможно, он
также приказал надстроить ступы Сваямбунатх и Боднатх в Катманду. Период
господства киратов закончился в III-IV веках нашей эры. Считается, что
народности раи и лимбу современного Непала являются прямыми потомками
этого древнего народа.
В ранних буддийских легендах упоминается,
что династия Личчави правила в Индии во времена Гаутамы Будды. Возможно,
потомки этого правящего дома каким-то образом породнились с династией
киратов, а, быть может, завоевали долину Катманду. Так или иначе, в
конце IV века нашей эры правящей династией в долине Катманду становится
династия Личчави. Основные сведения об этом времени собраны из
надписей, высеченных на камнях по приказу царей. Самая первая надпись
была сделана по приказу Манадевы I в 464 г., и в ней упоминаются три
предшествующих царя династии Личчави. Надписи делали на санскрите,
используя письменность Гупта. В основном это были королевские указы или
сообщения о пожертвованиях в индуистские храмы. Вместе с династией
Личчави в долину Катманду попала кастовая система, которая сохранилась в
общих чертах до наших дней. И хотя на тот момент буддизм остался
основной религией, усилилось влияние индуизма. Как и сейчас, главными
соседями этого государства были Индия и стремительно набирающий силу
Тибет. Долина Катманду лежала как раз на торговом пути из Индии в Тибет,
и торговля приносила процветание династии Личчави. Через Непал в Тибет
проник буддизм, этому способствовало то, что непальская принцесса
Бхирикути вышла замуж за тибетского короля в первой половине VII века.
Правление Личчави прерывалось всего один раз, когда премьер-министр
Амсуварма принял власть, женившись на принцессе из династии. Он управлял
страной приблизительно с 602 по 641 г., после чего власть вернулась к
Личчави. Амсуварму также считают основателем династии Тхакури.
Представители
династии Тхакури снова пришли к власти только в 869 г. Одним из
самых известных королей из этой династии был Гунакама Дев, правивший с
949 по 994 г. Во время его правления был построен деревянный дворец,
называвшийся "Кастамандуп" (Дом дерева). Считается, что от него
произошло современное название столицы Непала - Катманду. Гунакама Дев
основал на месте будущего Катманду большой город Кантипур. В середине XI
века его наследников сменили Тхакури из Нувакота, самым известным был
последний король из этой династии Шанкер Дев, правивший с 1067 по 1080
г. Его сместил потомок Амсувармы, первого основателя династии. Непал
погряз в междоусобных войнах, в результате которых правители сменялись
один за другим. В 1099 г. к власти пришёл ещё один сильный король
Шивадева III. Он основал Киртипур, город, закрывающий вход в долину
Катманду, и покрыл крыши храмов Пашупатинатха золотом. Шивадева правил
Непалом до 1126 г., а после него короли сменяли друг друга быстрой
чередой, пока в 1210 г. к власти не пришёл Аридева, основавший новую
династию Малла.
Род Аридевы, согласно преданию, шел от
династии раджпутов из Индии. Какое-то время его предки правили в
княжестве Гандаки и постоянно воевали с обитателями долины Катманду,
находившимися под властью династии Тхакури. Согласно одной из легенд,
когда король Аридева занимался тренировкой в боевом искусстве, ему
передали известие о рождении сына. Король пожелал присвоить
новорожденному титул Малла, что на санскрите означает "борец". Аридева
управлял завоёванным государством с 1210 по 1216 г., а народ, населяющий
долину с этого времени начали называть невари. В начальный период
многовекового правления династии Малла процветали культура и искусство.
Власть
династии Малла распространялась на самое сильное государство,
расположенное в долине Катманду. На остальной же территории нынешнего
Непала до XV века находились многочисленные мелкие княжества. Они
объединялись в своеобразные федерации, в Баиси и Чаубиси, двух самых
крупных из них, было соответственно 22 и 24 княжества. В большинстве
княжеств форма правления представляла собой восточные деспотии, а в
некоторых походила на республиканскую: государственные вопросы решал
совет, куда входили представители влиятельных родов и выборный раджа. На
главных площадях столицы, Дурбарах, до настоящего времени сохранились
каменные возвышения, где такой совет собирался.
В наиболее
развитых непальских княжествах, так же как и в Индии, общество делилось
по канонам индуизма на касты брахманов, чхетри (кшатрии), вайшья и
шудра. К брахманам относились священнослужители, к чхетри - военные во
главе с раджей, к вайшья - крестьяне, торговцы, чиновники, некоторые
группы ремесленников, к шудра - уборщики, прислуга и ремесленники. Кроме
того, было немало людей, оставшихся вне каст. К ним относились,
например, рабы. Рабами обычно становились крестьяне, которые не могли
уплатить арендной платы за землю помещику.
Одним из известных
правителей династии Малла был Джаястити, правивший с 1382 по 1395
г. В 1355 г. он вступил в брак с дочерью влиятельного вельможи из
Бхактапура и только спустя 27 лет сумел объединить долину Катманду,
подчинив её своей власти. К заслугам Джаястити Маллы относят объединение
и усиление государства, формирование строгого деления общества на касты
и издание многих законов. Он сделал индуизм основной религией,
покровительствовал искусству и строительству храмов. Кроме того, он
провёл ряд экономических и социальных реформ, в том числе ввёл новую
систему распределения земель в соответствии с кастовой принадлежностью.
В
XV веке искусство и культура династии Малла достигли своей вершины. В
период правления Якша Малла (1428-1482) границы Непала проходили
вдоль Ганга на юге, по окраинам Тибета - на севере, по берегам реки Кали
Гандаки - на западе, а на востоке Непал граничил с Сиккимом. Якша Мала
также покровительствовал искусству, помогал бедным и строил
ирригационные системы для земледельцев. К старости он разделил свои
владения между тремя сыновьями, и с тех пор в долине стало три
княжества: Патан, Катманду и Бхадгаон (Бхактипур) с городами-столицами
того же названия. Еще один город - Киртипур, расположенный на горе и
прикрывающий вход в долину с запада, принадлежал княжеству Катманду.
Последующие два с половиной века правления династии Малла стали периодом
междоусобных войн.
Историки называют ещё один период
экономического и культурного подъёма долины Катманду во время правления
раджи Пратапа Маллы (1641 - 1647). Пратап отличался военной
доблестью, что помогало ему поддерживать мир в долине. Патан и Бхадгаон
находились в подчинении у княжества Катманду. Важнейшие пункты на
главном торговом пути из Индии в Тибет через перевалы Кути и Керонг
контролировались им. Страна торговала с Индией, Тибетом и Кашмиром.
Кроме того, Пратап Малла был известен как высокообразованный и
культурный правитель, знавший несколько языков, в том числе английский.
Он сочинял стихи, посвящённые богам и богиням, и по его приказу их
высекали в храмах. Слава об учености и талантах Пратапа Маллы
распространилась так широко, что к нему приезжали учиться из далеких
княжеств Индии.
Последними правителями из династии Малла в
главных городах-государствах долины стали соответственно Джайя Пракаш в
Катманду (1737-1768), Тедж Нарсингх в Патане (Лалитпуре) и Ранджит в
Бхактапуре (Бхадгаоне). Летописи оставили противоречивые сведения о
личности Джайи Пракаш Маллы. Но они сходятся в том, что у него был
вспыльчивый характер, и к тому же он жил в атмосфере постоянных
дворцовых интриг. Естественно, постоянные междоусобицы ослабляли власть
династии в долине Катманду. Во время правления Джайя Пракаш Маллы на
северо-западе от долины Катманду окрепло и расширилось горное княжество
Горкха. Им управлял с 1742 г. Притхви Нарайян Шах. Ему было
двадцать лет, когда он вступил на трон своего отца. Княжество Горкха
было небогатым, несмотря на то, что его отец покорил и присоединил к
нему несколько соседних княжеств. Притхви Нарайян Шах вынашивал
честолюбивые планы по захвату долины Катманду 25 лет, большую часть
времени заняла стратегическая подготовка: завоевание соседних княжеств и
захват двух крепостей Нувакота и Киртипура, защищающих вход в долину.
Сам Катманду был захвачен во время праздника в честь Индры в 1768 г.
Вскоре без боя сдался Патан, а через год был завоёван Бхактапур, и на
этом правление династии Малла окончилось.
Притхви Нарайян Шах
стал единоличным правителем объединённого государства и перенёс столицу в
Катманду. В это время государство получило название Непал.
Государственное устройство Непала напоминало устройство княжества
Горкха. Верховная власть в нём принадлежала махарадже, а высшие
административные посты закреплялись за влиятельными семействами и
передавались по наследству. В состав народностей Непала входили невары
(коренные жители долины), кхасы (выходцы из княжества Горкха), магары,
гурунги и другие. Государственной религией был признан индуизм,
государственным языком - непали.
В 1775 г. Притхви Нарайян Шах
умер. Его сыновья, Пратап Сингх Шах и Бахадур Шах, продолжали расширять
границы Непала. Пратап Сингх Шах все три года своего правления провёл в
войнах. За это время только одно княжество Моранг было атаковано
восемнадцать раз. В 1778 г. Пратап Сингх Шах умер, а на трон был посажен
его двухлетний сын Рана Бахадур Шах при матери-регентше Ранджендре
Лакшми. Она, опасаясь усиления влияния Бахадура, отправила его в тюрьму,
откуда он сбежал в Индию. В 1786 г., после смерти регентши, Бахадур Шах
возвратился в Непал и занял пост главы правительства. В основном он
занимался расширением границ Непала, присоединяя одно за другим соседние
княжества. В союзе с Палпой, присоединённой при помощи династического
брака, он заставил покориться оставшиеся княжества федераций Чаубиси и
Баиси. В 1794 г. Бахадур Шах захватил Гархвал и Кумаон. Теперь
территория Непала снова простиралась от Сиккима на востоке до Кашмира на
западе.
Повзрослевший правитель Рана Бахадур Шах в 16 лет
сместил своего дядю Бахадура с должности главы правительства и заточил в
тюрьму, где тот и умер. Рана Бахадур был не более удачлив своего
родственника. Из-за недовольства знати ему пришлось бежать в Индию, а,
вернувшись, он стал только начальником правительства при своём
малолетнем сыне. Он направил свои силы на усиление власти раджей, чем
окончательно настроил против себя знать, и был убит своим
незаконнорожденным братом.
К концу XVIII века на политической
арене Непала появляется новый влиятельный игрок - английская Ост-Индская
компания. В 1792 г. Ост-Индская компания заключила с Непалом договор о
таможенных пошлинах, а в 1801 г. - соглашение о торговом союзе. Бхим Сен
Тхапа, занимавший в то время пост мухтияра (главы правительства), был
непримиримым противником английского влияния. В результате конфликт
привёл к англо-непальской войне в 1814 - 1816 г. Непальцы проиграли
войну, так как силы были неравны, ведь вооружение и численность
английской армии намного превосходили непальскую. По Сегаулийскому
договору, Непал был вынужден уступить англичанам свои западные земли,
район тераев и часть Сиккима, которыми непальцы владели до этого.
Договор предусматривал также постоянное пребывание английского резидента
в Катманду. Однако воинственность непальцев и опасение вмешательства
Китая не позволили англичанам разместить в Непале свои войска.
В
первой половине XIX века сильнейшие аристократические рода Панде и Тхапа
вели между собой борьбу за власть, то есть за пост главы правительства.
В этих интригах прослеживалось влияние англичан, поддерживавших сначала
семейство Панде. Этой борьбой воспользовался молодой, амбициозный и
жестокий аристократ из касты Чхетри Джанг Бахадур Рана. В ночь с
14 на 15 сентября 1846 г. Джанг Бахадур со своими братьями устроил в
королевском дворце резню. Погибли все высшие чиновники самых влиятельных
родов: Панде, Тхапа, Баснеят и других (по одним данным, около ста
человек, по другим - пятьдесят пять). Непальцы называют эту ночь "резнёй
в Коте", по названию двора в Катманду, где она произошла.
Джанг
Бахадур Рана был мухтияром (главным министром) с 1846 по 1877 г. и в
отличие от представителей королевского рода Шах, бывших законными
правителями, обладал реальной властью. Титул мухтияра он сделал
наследным, а большинство должностей в правительстве достались
представителям семьи Рана. Чтобы сделать свою власть более легитимной,
члены его семьи вступали в браки с представителями королевской семьи.
Семье Рана удалось удерживать власть над государством более века. Этот
период в истории Непала получил название "тирании Рана".
Некоторые источники утверждают, что влияние Рана в Непале основывалось
на поддержке англичан. С другой стороны отмечается сильное стремление
власти к изоляции страны от внешних контактов. Как бы то ни было, до
1923 г. в Непале находились английские резиденты.
Для упрочнения
власти Рана заботились о том, чтобы законный махараджа был
несовершеннолетним и всегда нуждался в опекунах. С детства им были
доступны все удовольствия: вино, женщины и наркотики. Наследники редко
доживали до совершеннолетия. Поэтому в глазах народа, королевская семья
выглядела жертвой семьи Рана. Исключительная бедность и ужасные условия,
в которых оказалась большая часть населения, чтобы обеспечить
богатством правящую верхушку, привели к возрастающему недовольству
народа. В 1916 г. непальские эмигранты в Индии стали издавать газету
"Горкхали", которая в течение шести лет агитировала за свержение власти
Рана. После разгрома газеты англичанами в 1922 г. в Индии была создана
первая организация непальских эмигрантов - Лига гуркхов. Потом возникли
организации: "Прачанд горкха" (1931), "Непал праджа паришад" (1935).
Появились стихи и художественная проза, направленные против режима
правления Рана. И политические организации, и художественная литература
такого направления были запрещены, их организаторов (или авторов) сажали
в тюрьму, некоторых из них казнили, например лидеров "Непал праджа
паришад". Тем не менее, результатом этой борьбы стала отмена рабства в
Непале 28 ноября 1924 г.
Последние представители династии Рана
несколько смягчили режим изоляции после окончания Второй мировой войны,
позволив ряду научных и альпинистских экспедиций провести исследования в
Непале. Среди них следует особо отметить экспедицию Тилмана, который
посетил район Лангтанга, Намче-Базара и достиг района верховий ледника
Кхумбу, а также первым из европейцев поднялся на скалу Кала Паттар. А
после изучения ледопада Кхумбу Тилман сделал вывод о возможности подъёма
на Эверест с юга. Позднее эту гипотезу подтвердила разведывательная
экспедиция под руководством Эрика Шиптона в 1951 г. И, наконец, нельзя
не упомянуть французскую экспедицию 1950 г. под руководством Мориса
Эрцога, в результате которой был покорён первый восьмитысячник Аннапурна
I. А в самом Непале тем временем возросла политическая активность
населения. Бывали периоды революционного подъёма, когда в Непале
действовало до сорока самостоятельных политических организаций. Самыми
крупными и значительными партиями являлись Непальский национальный
конгресс (ННК), Непальский демократический конгресс (НДК), Национальный
конгресс (НК) и Коммунистическая партия Непала (КПН).
В 50-х
годах XX века в Непале начинается новый период политической борьбы и
нестабильности. Непальский национальный конгресс (ННК) организовал
первую сатьяграху (кампанию гражданского неповиновения) ещё в апреле
1947 г. В конце 1950 г. бывший на тот момент королём Трибхуван Вир
Бикрам Шах Дева бежал из дворца и укрылся в посольстве Индии. Затем
он попросил политического убежища и выехал в Индию. К этому моменту в
стране уже шла война между Освободительной армией, состоявшей из
добровольцев, набранных Непальским конгрессом (НК), и правительственными
войсками. Решающего перевеса не было ни у одной из сторон, однако
большая часть населения, в том числе солдаты и офицеры правительственных
войск, симпатизировали освободительной армии. Бегство короля
Трибхувана, и последующая коронация его несовершеннолетнего внука
Гьянендры, только усилило недовольство народа и ускорило развязку.
Прьемьер-министру Мохану Шамшер Рана пришлось пойти на уступки.
Правительство обещало создание законодательной ассамблеи.
В
начале 1951 г. король Трибхуван вернулся из Индии. Он первым делом
отменил наследование семейством Рана титула премьер-министра и обещал
создание коалиционного правительства, правда половина должностей в нём
опять досталась Рана. Коалиционное правительство не просуществовало и
года, а затем его членам пришлось подать в отставку. В том же 1951 г.
была объявлена Временная конституция, отменявшая привилегии отдельных
групп граждан и гарантировавшая равенство всех перед законом,
избирательное право и конституционную монархию. Второе правительство не
отличалось от предыдущего в лучшую сторону, и Трибхуван воспользовался
этим для усиления своей власти. Вскоре он объявил о своём праве
накладывать вето на статьи временной конституции, а затем и
сосредоточении всей полноты власти в его руках.
В 1955 г. король
Трибхуван умер, а его наследником стал его сын Махендра Бир
Бикрам Шах Дева. Махендра, как и его отец, продолжал заботиться об
усилении власти, но делал это тоньше и дипломатичней. Он отказался от
прямого правления, но при этом откладывал обещанные демократические
выборы на неопределённый срок. В итоге демонстрации и акции гражданского
неповиновения (сатьяграха) вынудили короля Махендру назначить точную
дату выборов в конституционную ассамблею. За неделю до выборов была
обнародована новая конституция, которая предусматривала выборы в
парламент и неограниченные полномочия самого короля: возможность
изменять конституцию и распускать парламент. Выборы в парламент
состоялись в феврале 1959 г., на них с убедительным перевесом победила
партия Непальского конгресса (НК), и Б. П. Коирала стал
премьер-министром. Новый парламент просуществовал также недолго, как и
предыдущие правительства. Возможно, виной тому была коррумпированность
чиновничьего аппарата, впрочем вывести страну из кризиса за год было
просто невозможно. Провоцируемые оппозиционными партиями, опять начались
народные волнения, а между королём и парламентом росли разногласия. Это
привело к тому, что в декабре 1960 г. Махендра приказал арестовать всех
членов правительства, а парламент распустить. Вся полнота власти вновь
оказалась у него, а все партии и общественные организации были
распущены.
В декабре 1962 г. появилась новая конституция Непала. В
ней устанавливалась новая непрямая и непартийная система управления
государством, названая "панчаят". Система была пятиступенчатой
("панч" - "пять") и состояла из выборных органов самоуправления:
деревенских, городских, дистриктных и зональных. Вершиной системы был
Национальный панчаят, часть состава которого назначалась королём, часть
выбиралась членами нижестоящих панчаятов. Эта система хоть и не была
особо эффективным орудием демократических преобразований, но смогла
принести в страну, раздираемую политической борьбой, период
относительной стабильности.
В 1972 г. король Махендра умер, а его
наследником стал его сын Бирендра, получивший образование в
Англии в Итоне и Гарварде. Король Биренра, как и его отец, был
сторонником системы панчаятов, однако массовые народные волнения,
заставили его предложить в 1980 г. референдум, предоставлявший народу
выбор между панчаятами и многопартийной системой. Опальному лидеру
Непальского конгресса Б. П. Коирале было разрешено вести агитацию, но
55% проголосовавших высказались за сохранение существующей системы. Тем
не менее в систему панчаятов были внесены изменения, законодательная
власть и премьер-министр избирались на пятилетний срок. Король оставлял
за собой право назначить 20% состава законодательного органа. Первые
такие выборы прошли в 1981 г.
В 1989 г. оппозиционные партии
сформировали коалицию для борьбы за многопартийную демократию в
сочетании с конституционной монархией. Это движение было названо Джана
Андолан или Народным Движением. Народные волнения усиливались из-за
экономического кризиса, в котором страна оказалась из-за фактической
блокады со стороны Индии. После нескольких месяцев столкновений полиции и
оппозиции, в апреле 1990 г. король Бирендра объявил по национальному
радио о снятии запрета на организацию политических партий и о согласии
на роль конституционного монарха. Выборы состоялись в мае 1991 г., НК
получил большинство голосов, на втором месте оказалась коммунистическая
партия Непала (КПН). Непальский конгресс пытался притворить в жизнь
некоторые экономические реформы, прежде всего был снят контроль цен на
основные продукты питания. Был предпринят ряд мер по привлечению в
страну иностранных туристов, что не замедлило сказаться на туристическом
потоке, стремительно возросшем в середине 1990-х.
Население,
ожидавшее немедленного улучшения своего положения, было разочаровано
правительством, опять начались массовые беспорядки, и в 1994 г. были
назначены досрочные выборы. На них одержала победу КПН при поддержке
ряда либеральных партий, сложилась уникальная ситуация -
коммунистическое правительство в стране с теократической монархией.
Однако, НК и другие партии вскоре перестали оказывать поддержку
коммунистам, опасаясь усиления их влияния в стране. Уже в 1995 г.
коммунистическое правительство было разогнано, а с 1996 г. маоистская
оппозиция перешла к активным боевым действиям.
1 июня 2001 г.
Непал потряс ещё один политический кризис, наследный принц Дипендра
на традиционном обеде застрелил всех присутствующих, а затем выстрелил в
себя. Король Бирендра умер, а Дипендра пробыл королём ещё 3 дня в
реанимации и умер. Тогда королём стал брат Бирендры Гьянендра.
Происшедшая трагедия породила бесчисленное количество мнений и
взбудоражила всю страну, что привело к усилению нестабильности.
Гьянендра с первого дня вступления на трон испытывал недоверие народа,
особенно из-за ряда авторитарных мер, направленных на борьбу с
маоистами. Маоисты к тому времени прочно контролировали основную часть
Тераев и район Эвереста и Аннапурны. Инциденты, происшедшие с
несколькими иностранными туристами, привели к резкому снижению
туристического потока, это стало ещё одним ударом по слабой экономике
Непала. В итоге парламент отобрал у короля право накладывать вето на
законы, статус реинкарнации Вишну и политическую неприкосновенность. 26
ноября 2006 г. коалиционное правительство заключило мир с маоистами, 14
января 2007 г. была объявлена новая конституция. По ней маоисты получили
места в парламенте, а король лишился статуса главы государства, теперь
главой государства становится избранный народом премьер-министр.